Две скорости вентилятора охлаждения на ваз

Communities › ВАЗ: Ремонт и Доработка › Blog › Две скорости вентилятора охлождения

Сделал это ради уменьшения шума и вибрации вентилятора. А также от скачка напряжения и теплового качения и небольшая экономия топлива.
Купил:
— датчик включения вентилятора 99-94 градуса (99 вкл,94 выкл)
— сопротивление печки 2110 ( с двумя спиралями, под три скорости)
— патрубок под датчик от газели + хамуты
— Реле 4 контакта + разъём
— провода и фишки были.

Первым делом вырезал кусак из патрубка, коло 5 см и установил трубку сдатчиком.

Сделал дополнительную фишку, ответвление от штатной фишки вентилятора

При том что ЭБУ у меня включает вентилятор на полную катушку при 105 °и это установлено с завода.

Recommendations

FakeHeader

Comments 53

Привет, скажи шланги не рвутся, ведь их диаметр 32 мм, а на газели тройника 36 мм?

Да нет. Все нормально было года полтара. Потом оказывается у меня отверсти в радиаторе под датчик было и я его туда воткнул.

У меня вроде как нет такого, модернизация блин.

Разрешение вопроса по температуре включения вентилятора в полный ход otvet.mail.ru/question/28270491

Считаю именно это решение актуальным для инжекторного автомобиля www.drive2.ru/cars/lada/2…13/r1der/journal/1619171/
1 скорость включается с 95, охлаждает до 90. Вторая 101, охлаждает до 98.

Проще в радиатор на стандартное место поставить датчик и подключить карлсона ч/з него, а не с мозгов. Схема есть в камасутре для карбовых движков.

Там нет места под датчик, это «инжекторный» радиатор.А про схему я знаю…

врезка в верхний патрубок, приводит к частому включению карлсона. радиатор охлаждается только карлсоном, а не потоком набегающего воздуха. у меня на красотке такая же схема. подумываю сделать врезку в нижний патрубок с датчиком на 82, подобно ВАЗовской классике.

Принципиальной разницы не вижу так как к 99-ти градусам жидкость уже почти на полную циркулирует по большому кругу . у меня на копейке тоже в верхнем патрубке было сделано и все нормально включалось.
И смысла в 82-87 тоже не вижу так как термостат только открылся а вентилятор уже включился.И получится .тоже самое, что жидкость почти не будет охлаждаться от встречного воздуха так как вентилятор уже включился.

Я себе поставил карлсона от хёндай элантры, не шума, не вибраций и охлождает за 30-40 сек.

Идея полезная, но исполнение с этим резистором не пойдет. В продаже имеются готовые решения, навроде Силыч Борей. Так же, вентилятор рекомендуется поставить многолопастной ю.

А чем не устраивает исполнение с резистором то?

Силыч имеет свои проблемы, надежностью не отличается.

Многолопастной вентилятор то зачем? Скорость и так избыточная, потока воздуха и на 4х лопастном хватает с головой.

шума меньше от 8 лопастного, и запускается он с меньшим подрывом т.к изгиб лопастей меньше, сопротивление воздуха снижено)

А чем не устраивает исполнение с резистором то?

Силыч имеет свои проблемы, надежностью не отличается.

Многолопастной вентилятор то зачем? Скорость и так избыточная, потока воздуха и на 4х лопастном хватает с головой.

Дело не в скорости потока, а в снижении шума и вибрации.
Силыч я привел для примера, собрать двухскоростную систему можно на двух реле. А на этом резисторе система будет недолговечна, т.к. рассчитан он под вентилятор печки, а размеры сравните сами.

Ну я в курсе для чего система данная.

Делал еще по весне такое на 2х авто. Использовал резистор с классической печки(просто других в продаже не нашел). Пока все работает, так что на счет недолговечности еще посмотрим. Даже если сгорит резистор — он продается в любом автомагазине и стоит классический 50 рублей, с 2108 — 100-120 рублей. В идеале лучше с УАЗовской печки, он в закрытом металлическом корпусе с 3 режимами.

Делать на 2х реле? Зачем? Чем ты собираешься при таком решении снижать напряжение на вентилятор?

Если уж рассматривать с точки зрения перфикциониста, то уж лучше на транзисторах, либо на шим-регуляторе или на вискомуфте, но опять же — смотря какую цель преследовать.

Я высказал свое мнение, спорить не буду, ибо лень)

легче было купить вентилятор с большим количеством лепестков.

Еще по весне такое сделал, только у меня использован классический датчик для включения вентилятора. Так же такое же и на 8 клапаннике друга ставили. Все работает стабильно. Только 16 клапанные моторы менее теплонагружены, мотор больше 95 градусов ни разу не нагрелся на первой скорости(ЭБУ включает вентилятор у меня на 97 градусах), а у друга на 15 пару раз в пробках вентилятор на полную включался (ЭБУ на 99 градусах).

Включение на 99 градусах поздновато как то ИМХО.

Если в ЭБУ стоит на 101 градусе, то вентилятор на первой скорости может не успеть охладить ОЖ и ты снова услышишь вентилятор, начнет доставать в пробках. Тем более что у тебя резистор стоит на 2.2 кОм, вентилятор будет крутиться на треть.

Введение второй скорости для вентилятора охлаждения автомобилей ваз

К сожалению, даже на крайних моделях ВАЗа система охлаждения далека от совершенства и связано это, зачастую, не только с достаточно жесткими температурными режимами включения вентилятора (двигатель часто перегревается в режиме «городской» езды, связанной с частыми остановками перед светофорами и черепашьем движении в потоках пробок), но и с наличием неприятных просадок напряжения и даже заметной вибрации кузова, когда вентилятор вынужден постоянно работать с максимальной нагрузкой. Между тем избавиться от всех указанных проблем совсем нетрудно – достаточно проявить немного смекалки и ввести в логику работы системы охлаждения дополнительный, щадящий режим. Иными словами предлагается сделать так, чтобы при температуре от 92 градусов вентилятор вращался лишь в половину мощности и только при нагреве двигателя до 96 градусов начинал работать в полную силу. Штатная схема охлаждения, в данном случае, остается практически без изменений просто появляется своеобразный выключатель подающий питание на вентилятор при более низкой температуре через понижающий резистор.

В общем случае, для того чтобы реализовать подобную идею необходимо иметь под рукой следующее оборудование и вспомогательные материалы:

  • Тройник для подключения датчика охлаждения (как вариант можно воспользоваться тройником от Газели);
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости 92/87 градусов от любого представителя «классической» линейки автоВАЗа;
  • Силовое четырехконтактное реле на 70 А, а также разъем к нему;

  • Два хомута для надежного закрепления патрубка (вид и размер на усмотрение исполнителя);
  • Выносной предохранитель номиналом 30А (он прекрасно справиться со своей ролью, если включить его в цепь питания, подходящую к клемме «30» силового реле;
  • Провода, способные справиться с указанными нагрузками и имеющие суммарную длину около от 4 до 5 метров;
  • Обжимные фишки и соединительные контакты мама/папа;
  • Сопротивление от печки номиналом от 1,5 до 2.5 Ом (можно позаимствовать опять же у «классики» или взять сопротивление печки УАЗа).

Что касается практического исполнения, то если на вашем автомобиле стоит радиатор последнего поколения не имеющий гнезда с заглушкой для установки ДТОЖ, то вам, скорее всего, придется аккуратно разрезать нижний патрубок и встроить в него тройник. Тройник желательно расположить таким образом, чтобы контакты разъема датчика были расположены примерно под девяносто градусов – в противном случае могут возникнуть проблемы с установкой на место корпуса печки. В случае, кода машина укомплектована радиатором старого образца или Лузаровским универсальным, то ничего резать не надо – просто снимаете заглушку и в течение нескольких секунд устанавливаете датчик.

Электрическая схема собирается следующим образом:

  • Провод от контакта «87» силового реле скручиваем (а лучше спаиваем) с черным проводом от вентилятора (цвет провода рекомендуется проконтролировать непосредственно у вентилятора, так как могут быть отличия);
  • Контакт «86» проще всего подключить к плюсовой клемме аккумуляторной батареи, за обмотку реле опасаться не стоит, так как она на себя напряжение не возьмет;
  • «85» контакт реле включается в разрыв цепи через датчик температуры охлаждающей жидкости, который в данном случае играет роль автоматического выключателя;
  • Контакт «30» напрямую подсоединяем к «минусу» АКБ через предохранитель на 30А, за ним подключаем резистор;
  • В качестве защитной меры параллельно обмотке реле можно установить диод (катодом к плюсу) который защитит контакты дополнительного датчика от подгорания при возникновении обратной ЭДС, чем повысит общую надежность схемы.

Общий плюс питания вентилятора остается без изменений, и его обсуждать мы не будем.

При желании в данной схеме можно задействовать и кнопку для принудительного включения вентилятора (она способна стать весьма полезной при возникновении аварийных ситуаций).

Монтируя схему на различных моделях ВАЗа, следует учитывать, что на некоторых из них отличается принцип подачи напряжения на вентилятор и во избежание ошибок следует предварительно проверить полярность.

Делаем 2-скорости вентилятора охлаждения на ВАЗ

Данное решение позволяет избавиться от частых включений вентилятора охлаждения, нет просадок напряжения (хотя у меня их и не было за счет хорошего генератора и автоматического РН на 14.5В), не падает ХХ при включении вентилятора. Да и нет вибрации по кузову с родным 4х лопасным вентилятором. Штатная работа вентилятора охлаждения осталась на месте.

Вентилятор охлаждения теперь включается на половину мощности при температуре в 92 градуса, а максимальная скорость будет при достижении 96 градусов.

Получилось вот что:

Для этого понадобились такие компоненты как:

1… Тройник под датчик охлаждения с газели, стоимостью 150 рублей. Попилен женой болгарина и завальцован молотком с обработкой напильником.
2… ДТОЖ от классики 92/87 градусов. Рублей 100.
3… 2 хомута под патрубок. Какой размер — хз. Просто под данный патрубок и все…
4… Реле 4х контактное на 70 А + разъем. Стоимостью 160 рублей с фишкой.
5… Предохранитель на 30 А выносной. Я поставил в цепь питания на 30 контакт реле.
6… Обжимные фишки + обжимка (можно и узкими пассатижами) и термоусадка были.
7… Разные провода 4 метра.
8… Фишки мама/папа на вентилятор, ибо я не хотел резать изоляцию. Разъединяется “родная” фишка вентилятора, наша купленная соединяется между собой, плюсовой контакт изолируется, а минусовой используется для подключения к нему сигнала от реле.
9… Сопротивление с классической печки на 1,5 Ом. Можно и 2-2,5 Ом сопротивление поставить, но я не смог в своем городе найти сопротивление с печки УАЗика. Так что довольствуемся тем что есть. На вентилятор подается 6,6 В по тестеру.

Режется нижний патрубок радиатора в случае если Ваш радиатор нового образца без заглушки под ДТОЖ. Тройник ставить так, чтобы контакты датчика стояли под 90 градусов, а не как у меня на фото(я чуть упустил данный момент, корпус печки немного не садится как надо). Но это уже при замене ОЖ будет поправлено.
Если же у Вас радиатор старого образца, либо Лузаровский универсальный, то патрубок резать не надо. На данных радиаторах имеется заглушка под ДТОЖ.

87… контакт скручиваем либо припаиваем к черному проводу вентилятора(ориентируйтесь по проводам от самого вентилятора, а не по центральной проводке, ибо цвета могут отличаться. Еще как вариант — прозвонить мультитестером). “Плюс” на вентилятор у нас постоянный на него подается, а вот управляется массовым сигналом(может отличаться по годам выпуска судя из комментариев).
86… контакт можно подключить напрямую к “плюсовой” клеме АКБ. Обмотка реле на себя напряжение не тянет.
85… контакт реле подключаем в разрыв через датчик температуры охлаждающей жидкости(ДТОЖ). Датчик в нашем случае выполняет роль автоматической кнопки.
30… контакт подключаем напрямую к минусовой клеме АКБ через предохранитель, потом подключаем резистор сопротивления и потом в реле.

Сам резистор сопротивления был притянут к корпусу вентилятор охлаждения обычным хомутом. Резистор крепить в районе потока воздуха от вентилятора для его охлаждения. Греется во время работы хорошо.

В общем все… Вентилятор за весь вечер активных покатушек и пробок ни разу не включился на полную. Все на автомате, нет скачков и просадок оборотов на ХХ. Мне нравится. Вентилятор продолжает кратковременно работать даже после выключения зажигания.

Так же в данную схему без проблем можно добавить кнопку принудительного включения вентилятора — обязательно использовать реле, управляющий плюс катушки реле (85 контакт например) брать от главного реле из салона, управляющий минус (86 контакт) через кнопку включения вентилятора, на 30 и 87 контакты подключить контакты ДТОЖ. Все это нужно для того, чтобы вентилятор выключался при выключении зажигания и исключалась возможность постоянной работы вентилятора в случае забывчивости водителя.
Хотя ИМХО — лишняя эта кнопка при таком решении.

Ну и к слову — данную схему можно использовать и для карбовых авто. Просто нужно датчика, один “зубильный” для радиатора, а второй “классический” для тройника (хотя можно и наоборот). Ну это если не получится найти 2х режимный датчик включения вентилятора от ино.

P/S.. Ставили другу аналогично на ВАЗ 2115, 2006 г.в. — по схеме пришлось поменять полярность подачи напряжения на вентилятор. У него управляется не “минусом”, а “плюсом”.

Как усовершенствовать вентилятор радиатора ВАЗ 2109

Внешний вид вентилятора радиатора ВАЗ 2109:

Пробка, жара, вентилятор радиатора ВАЗ 2109 не работает и тосол начинает кипеть. Картина не из приятных, но такую ситуацию вполне можно избежать и предотвратить. Вот только как сделать идеальное включение электрического обдува? Может, это покажется старомодным, но есть несколько вариантов, которые помогут улучшить систему охлаждения и добиться правильной регулировки температуры.

Для начала обратите внимание на конструкцию системы управления электровентилятором – он включается по сигналу термодатчика, который установлен в нижней части радиатора, там, где проходит уже охлажденная жидкость. А что, если немного модернизировать всю эту систему?

Как усовершенствовать вентилятор радиатора ВАЗ 2109?

Для модернизации вам потребуется еще один датчик, который вы установите в другом месте. Итак, всю схему нужно почти полностью переделать, взяв за алгоритм следующие параметры:

  1. Включение вентилятора на максимальной скорости осуществляется штатным датчиком.
  2. Вторая (пониженная) скорость включается датчиком, установленным в верхней части системы охлаждения.

Но как организовать ввод второй скорости, да еще и пониженной? На помощь придет термодатчик, рассчитанный на температуру срабатывания, как и у первого, только ставить его нужно в верхний патрубок, который подходит к радиатору. Для монтажа необходимо найти гайку на этот датчик и две шайбы. Чтобы обезопаситься от утечек, шайбы перед установкой смажьте герметиком.

Приобретите в магазине резистор, который устанавливается на вентиляторе печки. У него несколько выводов и с его помощью можно организовать даже три скорости вращения вентилятора радиатора ВАЗ 2109. Значит, остается только сделать еще одну цепь управления, которая будет подавать меньшее напряжение на обмотку двигателя.

А включать ее будет термодатчик, установленный в верхней части системы охлаждения. Старайтесь делать управление по массе, а не по плюсу. Вот, пожалуй, вся хитрость, которую можно применить. Теперь только нужно сделать «аварийное» включение при помощи кнопки в салоне.

Слева на торпеде имеется решетка, в ней две заглушки. Одну нужно вырезать, чтобы в отверстие установить выключатель на два положения (на автомобилях ВАЗ 2107, например, такие используются для включения печки). Первое положение – это низкая частота вращения, а второе – полные обороты. Один общий провод подключается к минусу.

Вот и все, теперь сложность с тем, что не работает вентилятор ВАЗ 2109 отпадает, он будет осуществлять обдув на двух скоростях, а в случае выхода из строя одного или обоих датчиков, вы можете из салона принудительно запустить электродвигатель.

Конечно же, ручное управление не столь удобно – нужно следить за температурой и своевременно щелкать переключатель. Но это является выходом из сложных ситуаций, когда мотор на грани и тосол попросту выкипает, разбрызгивается из бачка.

Видео о двухскоростном включении вентилятора:

Охлаждение двигателя ваз 2110: устройство и доработка

Охлаждение мотора ваз 2110

Как правило, все водители знают, что охлаждение двигателя ваз 2110 является процессом важным. В данной статье будет рассказано подробно о том, что собой представляет охлаждение двигателя ваз 2110.

Как все устроено

Система охлаждения двигателя ваз 2110 – это определенная составляющая автомобиля, без которой представить себе нормальное функционирование ДВС просто невозможно. Данная система жидкостного, закрытого типа и имеет конструкцию принудительной циркуляции.
Как правило, на ваз 2110 устанавливаются различные двигатели, каждый из которых имеет свои отличия и особенности.
Обычный двигатель Ваз 2110 состоит из следующих составляющих:

  • радиатора(см.Замена радиатора ВАЗ 2110 своими силами), который предназначен для работы отопителя и его шланга;
  • других шлангов, в том числе отводящих и подводящих жидкость;
  • датчиков, в том числе температуры жидкости, уровня, вентилятора;
  • бачков расширительного, радиаторного;
  • патрубков;
  • камер жидкостной, пусковой;
  • ремня;
  • кожуха;
  • труб и т.д.

Что касается системы охлаждения инжекторного двигателя Ваз 2110, то последний состоит из тех же компонентов, что были представлены выше. Но, кроме этого, система охлаждения этого двигателя оснащена еще и двумя отдельными шлангами, один из которых подводится к дроссельному патрубку, а другой отводит жидкость.
Кроме того, здесь датчик охлаждающей жидкости установлен в выпускном патрубке.Примечательно, что системы охлаждения агрегатов на ваз отличаются измененной схемой подсоединения шлангов, в частности радиатора и установкой термостата.
Так, в двигателях новых термостат используется более современный, помещенный в литом алюминиевом корпусе. Кроме того, на двигателях новых изменен и расширительный бачок, который значительно увеличен.

Примечание. Что касается датчика указателя уровня ОЖ, то он на двигателях инжектор не устанавливается.

Вентилятор охлаждения двигателя

Ваз 2110 вентилятор охлаждения двигателя

Касательно доработки системы охлаждения, которая часто проводится, то здесь речь идет о вентиляторе. ВСОД, как его принято называть, на Ваз 2110 имеет только одну скорость работы, хотя это и вызывает массу недовольства со стороны автомобилиста.
Вот и приходится проводить модернизацию и доработку.

Ваз 2110 охлаждение двигателя и вентилятор

Как правило, автомобилистам не нравится, когда стрелка ОЖ на приборной панели двигается скачкообразно, а вентилятор включается слишком резко.
Рассмотрим ниже недостатки штатной системы охлаждения, которую назовем в данной статье СО:

  • эффект термокачки, когда в жаркое время года температура постоянно колеблется;
  • постоянные ударные нагрузки (имеются в виду электрические, токовые нагрузки) на бортовую сеть.

Неудивительно, что многих водителей раздражает, когда летом при средней скорости езды температура ОЖ на приборной панели приближается вплотную к красной зоне. Конечно же, затем подключается вентилятор и стрелка падает, но все же.

  • Такое скачкообразное поведение стрелки для Вазов считается нормой, но водители все-таки с завистью смотрят на иномарки, где такого не наблюдается. А все это можно спокойно устранить, если провести модернизацию.
  • Стоит учитывать, что при скачках стрелки возможны ошибки бортовой панели, в то время как показания бортового компьютера вполне нормальны. Но раздражение от этого никуда не уходит, а эффект неприятен и всегда настораживает.
    Контроль температуры хочется сделать плавным, так, чтобы температура всегда поддерживалась на одном и том же уровне.

Примечание. Все это возможно сделать легко, если стабилизировать скорость вращения карлсона или же, если добиться более раннего включения вентилятора.

Доработка СО и вентилятора первым способом

Ваз 2110 система охлаждения двигателя доработка карлсона (вентилятора)

  • Для этого потребуется снизить скорость вращения карлсона. Что касается электродвигателя, то в данном случае, нужно будет добиться того, чтобы он запускался плавно и самое главное, на более низкой температуре ОЖ (другими словами, электродвигатель будет запускаться раньше, чем обычно).

Стоит отметить, что вышеописанный метод больше подойдет для людей, профессионально разбирающихся в электрике. Способ довольно сложный, но дающий великолепные результаты.
Что же касается доработки своими руками, то лучше воспользоваться вторым методом.

Второй метод доработки

Доработка на ваз 2110 системы охлаждения двигателя

Принудительное включение карлсона и есть второй метод. Не стоит говорить, что подключаться вентилятор будет от кнопки.
Это очень удобно и летом, в самую сильную жару, можно одним нажатием кнопки включить карлсон, который будет вращаться на малых оборотах.

Примечание. Малой скорости вращения будет достаточно, чтобы температура ОЖ не поднялась выше 90-95 градусов Цельсия.

Изменение СОД ваз 2110

Ваз 2110 схема охлаждения двигателя

Кроме того, модернизируется система охлаждения двигателя ваз 2110 и посредством печки. Для начала следует определить, какой тип печки установлен на автомобиле.
Как известно, бывает печка старого образца, а бывает и нового. Старые печки, как правило, выпускались до 2003 года, а после выпускались уже новые.
Понятно, что новая печка более производительна, чем старая и греет она лучше. Но речь не об этом, а о том, что установить СОД на ваз 2110, как на современных автомобилях типа той же Лады Калина можно и на той, и на другой.
Но существует разница, касающаяся дросселирования выхода на старых образцах печки. Другими словами, выход уменьшается на 6 мм.

Ваз 2110 электродвигатель охлаждения

  • находим термостат от Калины;
  • вооружаемся патрубком на 32-34;
  • нужен тройник с выходами 32-18-32;
  • болт;
  • саморезы, глушащие бачок;
  • хомуты и т.д.

Ваз 21102 охлаждение двигателя система

  • устанавливаем пятидырочный термостат от Калины;
  • бачок переносим на большой круг, размещенный в нижнем патрубке радиатора печки;
  • пароотвод печки заглушаем болтом.

Дополнительное назначение СОД

Ваз 21102 система охлаждения двигателя и электровентилятор

Являясь системой, которая предназначена для охлаждений деталей двигателя, нагревающихся в процессе работы автомобиля, СОД имеет еще и второстепенное назначение.
В частности, это касается таких показателей, как:

  • нагрев воздуха в отопительной системе внутри салона;
  • снижение температуры нагнетаемого воздуха, поступающего в цилиндры (касается двигателей с турбонадувом);
  • охлаждение рабочей жидкости коробки, если на автомобиле стоит автомат;
  • снижение температуры отработанных газов, поступающих в систему рециркуляции;
  • посредством дополнительно встроенного радиатора еще и охлаждение масла.

Маркировка реле охлаждения двигателя ваз 21102

Узнать больше про СОД ваз 2110 можно посредством видео или фото, представленных широко в сети Интернет. Каждый автомобилист может доработать систему своими руками так, как ему вздумается, но если инструкция, конечно, это подразумевает.
Цена на новый вентилятор не такая уж и высокая, чтобы не попробовать провести модернизацию системы охлаждения двигателя.

Ссылка на основную публикацию