Какие межблочные провода лучше

Кабели и провода в Hi-Fi и домашнем кинотеатре

Многие годы промышленность, действующая вокруг hi-fi и hi-end машинерии, с упорством, достойным лучшего применения, внушает нам мысль о великой значимости соединительных кабелей для достижения высокого качества звукового тракта. К сожалению, наибольший вклад в пропаганду подобного шарлатанства вносят «почти независимые» аудиожурналы, которые часто оказываются единственным источником информации для подавляющего большинства любителей. Нетрудно понять сокровенные желания издателей и журналистов, ведь основным источником их существования является размещение коммерческой рекламы производителей и дистрибуторов обозреваемых продуктов.

Судя по ценам, производство всевозможных кабелей является куда более выгодным гешефтом, чем честная деятельность на ниве разработки и выпуска аппаратуры звуковоспроизведения.

Любопытно, что сами производители (по разным данным, споры ведутся уже около 30 лет) не могут объяснить на сколько-нибудь убедительном физическом уровне влияние свойств бытовых кабелей на качество полноценного аудиотракта. Здесь, по-видимому, мы имеем дело с очередной легендой XX и XXI столетий, любовно подхваченной широкими массами аудиофилов, не отягощенных знаниями на уровне школьной физики (многия знания — многия печали). Разумеется, такой публике не очень-то хочется добровольно расставаться со своими убеждениями (или им жалко потраченных впустую денег?), поэтому достаточно давно был выдуман ряд довольно оскорбительных, а на самом деле смехотворных объяснений, пригодных лишь для употребления в обществе им подобных аудиофилов. Кстати, о подлинном уровне того или иного популярного издания можно судить по количеству опубликованных тестов «шнурков».

Для примера приведем ряд наиболее одиозных постулатов, прочно прижившихся в аудиомире:

  • «хороший» кабель способен улучшить звучание тракта или по крайней мере — не ухудшить, что неизбежно при использовании «плохого» кабеля;
  • чем дороже кабель, тем он лучше «звучит»;
  • самый лучший кабель — это тот, который сейчас интенсивнее всего раскручивается на рынке или привлекает взор большим количеством позолоты на разъемах;
  • выбирая кабель из кучи аналогичных, можно отыскать самый лучший по звучанию;
  • качество кабеля зависит от скорости распространения в нем сигнала по сравнению со скоростью света в вакууме;
  • кабели, входящие в комплект блока, надо немедленно выбросить и заменить на новые, но по цене не менее 10% от стоимости аппаратуры;
  • серебряные или покрытые тонким слоем серебра кабели звучат «звонко», а большинство медных — «нормально», а иногда и «отлично»;
  • экранированные кабели имеют слишком большую емкость, поэтому они никуда не годны, и т.п.

А вот набор доморощенных «аргументов», предназначенных для повального убиения немногочисленных противников шнурковщины:

  • каждый человек от рождения либо наделен способностью «слышать тракт», либо нет (очень удобная мысль для дилетантов и обскурантов. Не отличаю вольт от килограмма, но «слышу», а значит профессионально пригоден для составления тестов, написанных на им же изобретенной «аудиофене»);
  • если вы не слышите разницы между «звучанием» кабелей за $20 и $500, то вы — козел (комментариев не требует);
  • влияние кабелей начинает сказываться в трактах за $5000 и больше. Варианты: 50000, 100000, и так далее. (Вполне либеральная идея — если у вас нет таких денег, то и не надо соваться своим свиным рылом в наш калашный ряд);
  • если вы не чувствуете появления «эмоций» при замене элементов тракта, в том числе кабелей на более «музыкальные», даже при прослушивании лично вам неприятного музыкального произведения, то вы — козел (напоминает старый анекдот: «Василий Иванович, ты палец в попе чувствуешь?»);
  • спорим на ящик (варианты: вагон, железнодорожный состав) водки, что я на слух отличу предложенный вами плохой кабель от моего хорошего. (Рассчитано на то, что вы пожалеете денег на вагон водки, а вот супротивник никогда её не отдаст, если проиграет. На самом деле ничего он не отличит, если эксперимент поставить статистически грамотно, что и происходило неоднократно);
  • влияние кабелей обусловлено различными физическими эффектами, не имеющими отношения к сути дела (изменениями температуры, волновыми свойствами кабелей, скин-эффектом, посторонними электромагнитными полями и пр.) (Явно прогуливали в средней школе уроки физики);
  • существуют доселе неизвестные физические явления и законы, выходящие за рамки человеческого познания, которые и определяют зависимость качества тракта от качества кабелей. («Погоди, Вася, истина где-то рядом», совсем как спецагент Скалли, не правда ли?);
  • а наши кабели применяются в авиакосмической технике (Полная чушь);
  • вообще-то лучше всего иметь «наигранные» и «разогретые» кабели (т. е. провода, через которые многие годы протекали токи. Их находят в основном, на помойках);
  • реклама от одного из фельдшеров кислых щей (к сожалению, мой талантливый коллега по институту): «Продаю полутораметровые сетевые кабели, серьезно улучшающие качество звучания». (Что только не брякнешь за лишние сто баксов в наше непростое время).

Наверно, каждый из любителей, интересующийся hi-fi и hi-end, слышал подобные заклинания. Но хватит голословно изгаляться над бедными апологетами шнурковщины (к ним не относятся профессионалы, сознательно надувающие потребителей во имя золотого тельца).

Теперь к делу. Всё сказанное ниже будет опираться на аксиому электроакустики: «Нельзя услышать то, что невозможно измерить». Разумеется, никто не отрицает значение экспертных оценок, но за последние полтора десятка лет вряд ли какая-либо авторитетная научная организация собирала группу экспертов, состоящую из профессиональных звукорежиссеров, инженеров–акустиков и неподготовленных слушателей, а затем проводила статистическую обработку результатов в соответствии с признанными международными стандартами. Занятие это дорогое и длинное, тем более, что для малых и больших нужд потребителя существуют мальчонки (девчонок почему-то мало) в популярных журналах, которым привозят из салонов кучу техники, а затем оные мальчонки её с умным видом референсно слушают, после чего тискают материалы тестов, написанные неудобоваримым английским языком в русской транскрипции. Самое интересное, что восторженные словесные оценки каждой модели совсем не соответствуют количеству проставленных звезд.

Тем более, что почти все журналы нынче обзавелись «измерительными лабораториями», собранными в офисном помещении, а не в полусвободном акустическом поле, сиречь заглушенной камере. Чаще всего такие лаборатории представляют собой персональный компьютер с измерительной платой, к которой подключен микрофон. Вот и всё. Подобные методики считаются их авторами наиболее приближенными к условиям реального размещения акустики в жилой комнате. (А мы-то мучились в свое время). В лучшем случае такие системы способны измерить амплитудно-частотные характеристики акустики по звуковому давлению на частотах не ниже 100200 Гц.

Вместе с тем потребителю, по-видимому, хотелось бы получить какие-нибудь результаты измерений кабелей, применяемых в домашних системах. Методики этих измерений должны быть довольно простыми. Мы ведь не собираемся измерять диэлектрическую проницаемость изоляторов, пробивные напряжения, удельные емкость и индуктивность. Достаточно определить влияние кабеля на частотные и импульсные характеристики линии. Для этого необходимо лишь взять напрокат три–четыре катушки разного кабеля и иметь приличный генератор гармонического и импульсного сигналов, а также милливольтметр и осциллограф.

Измерим частотную характеристику кабеля в диапазоне от 20 Гц до 100 кГц, завал фронтов и спад верхушек импульсов формы меандра в том же диапазоне, а затем, грубо говоря, разделим полученные величины на длину кабеля в барабане. Очевидно, что наихудшие результаты должны быть получены у наиболее дешевых образцов, так что дорогой кабель нам вроде бы и не интересен.

Конечно, автору не удалось достать целый барабан кабеля, но собственные измерения, проведенные на отрезках длиной от 6 до 20 м, показали, что никаких изменений в переданном сигнале обнаружить не удалось. Это вполне соответствует результатам теоретических расчетов, в особенности при длинах отрезков от 1,5 до 3 м. Разумеется, никаких заметных на слух изменений звука при подключении любых кабелей зафиксировать не удалось, но для фанатов шнурковщины это не аргумент.

Что касается скин-эффекта (эффект протекания токов высокой частоты по поверхности проводника), то напомню некоторые простые числа: при частоте 10 КГц ток проникает в проводник с каждой стороны (по радиусу сечения) на 0,65 мм, а при частоте 100 КГц — на 0,21 мм. Диаметр акустического провода сечением 4,0 кв. мм составляет всего 2,26 мм.

Наиболее фанатичные любители известной американской фирмы Nordost Corporation (Эшленд, штат Массачусетс) провели измерения межблочного аналогового кабеля Valhalla, позиционируемого компанией как «референсный».

(Любопытно, что на карте мира, приведенной на сайте Nordost, граница между Европой и Азией проходит по линии Архангельск — Ростов-на-Дону).

Выбор межблочных кабелей

ВОПРОС

Пришла пора обновить систему, а поскольку финансовые возможности ограничивают полёт фантазии, приходится делать это постепенно. Самым старым и, на мой взгляд, проблемным элементом являются межблочные кабели. Изоляция у них сделана из самого обыкновенного ПВХ, и, если верить публикациям в Вашем журнале, этот материал способствует коррозии меди, что очень плохо сказывается на звуке. Когда их покупал, выбрать было особо не из чего, а сейчас — глаза разбегаются. Но тратить на кабель больше 5 — 6 тыс. руб. не хочу — как мне кажется, рациональнее было бы выделить больше средств на источник (он у меня стоит следующим в очереди на замену). Среди претендентов на покупку в этой ценовой категории есть и продукция знаменитых кабельных брэндов и модели компаний, о которых прежде никогда не слышал. Первые обычно комплектуются проводниками из обычной OFC-меди, среди вторых нередко используется та же медь, но — с покрытием серебром. Естественно, хотелось бы получить за те же деньги более продвинутый продукт, но малоизвестные фирмы как-то не вызывают доверия. Читал даже на форумах, что покрытие из серебра часто наносят на проводники из дешёвой грязной меди. Вот и мучаюсь в сомнениях, в какую сторону смотреть.

Ещё один вопрос — по поводу источника. Сейчас у меня их два — недорогие CD и DVD-плееры, оба уже дышат на ладан и читают диски через раз. Возникла мысль: а не заменить ли их одним универсальным и заодно перейти наконец на Blu-ray. Некоторые авторитеты (или считающие себя таковыми) уверяют, что универсалы не бывают по-настоящему хороши в музыке, поэтому следует непременно покупать отдельные аппараты для компакт-дисков и для кино. Был бы у меня солидный бюджет, возможно, так и поступил бы, но поскольку это не так, хочется убить одним выстрелом двух зайцев. Пока наибольшую симпатию у меня вызывает Blu-ray-транспорт Denon DBT-1713UD. Знаю, что в тесте он у Вас не был, но, может быть, Вы с ним всё же знакомы? Отзывы на него в форумах положительные, да и цена весьма привлекательная. Что думаете?

Юрий Петров, Томск

ОТВЕТ

Выбор кабелей — вопрос чрезвычайно сложный. С одной стороны, провода обладают вполне понятными физическими параметрами — индуктивностью, ёмкостью и сопротивлением, которые даже можно измерить с помощью приборов. Однако их влияние на звук тесно связано со схемотехникой компонентов и, в частности, с их входным и выходным сопротивлением. Из чего следует, что в разных системах одни и те же кабели могут вести себя по-разному. Воздействие на звук сильно связано и с разными свойствами металлов, применяемых для изготовления проводников, их структурой, степенью частоты и т.д. Свой вклад в звучание вносят изоляторы — от них, как Вы правильно заметили, зависит и долговечность кабелей. То есть в уравнении, которое нам приходится решать при выборе, слишком много неизвестных — той информации, что нам предоставляют производители, явно недостаточно для умозрительных решений. В идеале перед покупкой кабели надо слушать. Причём именно в той системе, для которой они предназначаются. К счастью, организовать это значительно легче, чем, скажем, с акустикой, поскольку не возникает особых сложностей с транспортировкой. Однако многие наши читатели сетуют, что у них нет возможности для предварительного прослушивания, что приобретать кабели приходится из других городов и с полной предоплатой. Что делать, приходится рисковать. И рассчитывать на тесты в специализированной прессе и на некие базовые знания по теме.

Проводники из качественной меди без каких-либо дополнительных покрытий в большинстве случаев оказываются наилучшим и универсальным решением, поскольку их поведение в системе легко предсказать. Естественно, при выборе следует отдавать предпочтение солидным брэндам, которые дорожат своей репутацией.

Покрытие серебром увеличивает долговечность кабеля, поскольку защищает медь от коррозии, и хотя само серебро быстро окисляется, его окись обладает прекрасной проводимостью. Распространено мнение, что серебрение делает звук жёстким, однако специалисты уточняют, что происходит это только в том случае, если напыление имеет слишком малую толщину, а основа, то есть медь, не отличается высоким качеством. Ощущение «резкости» в звуке может быть связано и с тем, что кабели с серебром характеризуются более высоким разрешением и потому с ними более заметна «грязь», идущая от источника. Но если звук системы представляется Вам слишком мягким и даже вялым, проводники с серебрением или даже полностью из серебра (если бюджет позволяет) могут сделать саунд более ярким и «чётким».

Разумно ли сэкономить, приобретая продукцию малоизвестных брэндов? С одной стороны, даже самые авторитетные компании были когда-то новичками и предлагали свои изделия по привлекательным ценам — без этого завоевать место на рынке крайне сложно. Возможна ситуация, когда брэнд мало известен в России, но пользуется заслуженным уважением в других странах. Поиск в Интернете может легко развеять (или, наоборот, усилить) сомнения — при условии, конечно, что Вы владеете иностранными языками.

В любом случае имейте в виду, что из всех видов кабелей межблочные влияют на звук, пожалуй, в наименьшей степени, правда верная передача ритмических структур от них зависит, и порой — весьма сильно. Поэтому не ждите, что от замены одного лишь межкомпонентного шнура звук системы полностью преобразится — придётся также подобрать акустические и силовые. Приобретать прямо сейчас дорогой кабель, действительно, не стоит — лучше сделать это после замены источника.

Как я услышал провода

#1 OFFLINE Ragnar-BY

  • Продвинутые
  • 1651 сообщений
  • мои обзорыАудио тракт

    Не думал, что когда либо вообще стану что-то всерьёз писать о проводах. Я неплохо помню школьный курс физики, что-то смутно припоминаю из того, что учил в институте. В общем, имея полное представление о том как именно колебания воздуха в студии превращаются в движение электронов, движение электронов в двоичный код, а потом обратно, я считал, что все разговоры вокруг «качественных кабелей» это, как минимум, очень большое преувеличение. Впрочем, обо всём по порядку.

    Как так получилось
    Понадобился мне межблок для подключения ЦАПа к усилителю. Кабель нужен был не самый распространённый: 3,5мм джек — 2RCA. В качестве ЦАПа у меня сейчас играет Meridian Explorer2 (мой обзор этого ЦАПА), а там линейный выход для экономии места сделан гнездом 3,5мм. Для тех, кто не разбирается, уточняю — это просто разные разъёмы, такое подключение ничем принципиально не отличается от обычных межблоков с двумя RCA-шками на каждом конце. Какой-никакой брендовый кабель у меня уже был, но я хотел максимально короткий. Межблочные кабели это как раз тот редкий случай, когда чем короче, тем лучше.

    Почему я вообще обратился к Сергею (Sergst), а не купил готовый кабель. Во-первых, массовое производство это всегда баланс качества комплектующих и себестоимости, который чаще решается не в пользу качества. Во-вторых, у Сергея можно было заказать нужную длину. Ничего особенного не ожидая, оплатил, получил и, раз уж мне достался кастомный аудиофильский кабель, решил устроить межблокам сравнительную прослушку. Здравый смысл просто хохотал внутри меня в этот момент.

    Что и как сравнивал
    Система моя привычная, треки, опять же, очень хорошо знакомые. Macbook Pro и Tidal desktop app в качестве источника, USB-цап Meridian Explorer2, усилитель Violectric V200, наушники Fostex TH-900. Менялся только кабель, подключающий ЦАП к усилителю. Первый межблок — Wireworld Pulse. Это недорогой, но не самый дешевый в их линейке, кабель. На сайте производителя указаны подробные характеристики, написано про бескислородную медь, патентованную конструкцию DNA Helix, позолоченные коннекторы и даже есть схема того, как именно уложены проводники в изоляции. Описание впечатляющее, сам кабель симпатичного фиолетового цвета, коннекторы большие и красивые. Я бы сказал, что кабель хороший. Никакого сравнения с типичным алиэкспрессным барахлом.

    Второй испытуемый — межблочный кабель Siemens от Art-Cables. Описание у производителя не такое модное, но даже более внушительное. Джек — Oyaide P-3.5G, разъёмы RCA — Furutech FP-162(G). При сборке в Art-Cables используется только серебросодержащий припой Oyaide. И кабель, и коннекторы выбирал сам Сергей. Я просто попросил недорогой качественный межблок без каких-то особенных заморочек. Выглядит всё не так нарядно, как у Wireworld и приезжает без коробки, а просто в пупырчатом полиэтилене. Тем не менее, качество сборки видно сразу. Кто делал что-либо подобное своими руками, сразу увидит, что собрано опытной рукой. Никаких соплей, всё идеально ровно, все хвосты пропаяны и пропаяны одинаково. Хорошее начало. Первый раунд Wireworld продул ещё до начала прослушивания. Оказалось, что метровый Wireworld Pulse со своими массивными коннекторами весит столько же, сколько 15-см у Art-Cables. Вот за такую экономию на спичках я порой и недолюбливаю массовое производство.

    Дальше случилось самое интересное. Я уселся поудобнее, вдумчиво прослушал привычный тестовый материал ещё раз, чтобы освежить впечатления, поменял Wireworld на Art-Cables и приготовился отлавливать разницу. И тут происходит самое интересное — «отлавливать» ничего не надо. Разница абсолютно очевидна и хорошо слышна. Мне не надо было вслушиваться или постоянно переключаться туда-сюда. Замена кабеля объективно слышна без каких-либо ухищрений.

    Что изменилось
    Высокие стали дотягиваться немного выше, их не то, чтобы стало больше, скорее их стало лучше слышно. Надо отметить, что это именно улучшение. Не увеличение, не яркость, не резкость, не писклявость, а вполне однозначное улучшение. Очень сложно конкретизировать и описать словами изменения. Звоночки-колокольчики зазвучали более уверенно, осязаемо. Шарики в маракасе стали ещё больше похожи на шарики и так далее. Рассказы про сдёрнутую вуаль давно уже стали банальностью, но это как раз тот случай.

    Низкие частоты как-то подсобрались и стали меньше влиять на середину. Если по честному, до этого момента я вообще не замечал этого «наползания». Пришлось снова переключаться и проверять — действительно, в случае с Wireworld получается не так чисто и вокалисты на самых низких нотах капельку укрупняются. По середине ничего не могу сказать. Может быть стало лучше, может это просто показалось на фоне остальных изменений — никакой конкретики сформулировать не могу.

    Передача пространства, сцена. Вот тут меня ожидал самый большой сюрприз. Передача пространства стала лучше. Существенно. Это самое очевидное и самое большое изменение, которое я услышал. Скажу больше, мне настолько понравилось, что даже одного этого хватило бы, чтобы оправдать покупку кабеля. Сцена не стала шире, но преобразилась значительно. Стена звука превратилась в панораму и отдельные источники более равномерно распределились по этой панораме. Пространство между инструментами увеличилось. Намного улучшилась фокусировка — направление на источник звука чувствуется легче и сам образ намного более отчетливый, трёхмерный. На центральном образе (обычно это вокалист) этот эффект заметен сильнее всего, в одном случае образ как плакат, в другом нормальная человеческая голова. Образ вокалиста — самая сильная деталь, очень круто. Изменилось ощущение воздуха. Опять таки в лучшую сторону. Более очевидным стало то, что отличает ощущение «воздуха» в записи от фонового шума. Я бы сказал «задышало всё отчётливо», но это уже совсем какая-то эзотерика.

    Велика ли разница
    Вот ради этой части я и затевал весь текст. Наблюдая за обсуждением кабелей некоторыми аудиофилами, может сложится впечатление, что замена кабеля это чуть ли не самое важное, что может быть в жизни человека. Читаешь, и думаешь как же страшно ошибиться, ведь у одного контрабасы суховаты , у другого тромбон ярчит. Это не так.

    Потом среди аудиофилов обязательно появляется непрошенный правдоруб, который вспоминает все известные баяны про вешалку в качестве межблока и про музыкантов за ширмой, сыплет научными и псевдонаучными терминами и убеждает, что проволока есть проволока, а все вокруг тупые мажоры. Это ещё большая чушь.

    Разница, безусловно, есть. На своей системе, на хорошо знакомых треках я её одинаково слышу хоть вслепую, хоть как угодно. Тем не менее, это разница в нюансах. Хорошо слышно, если откинуться в кресле и слушать любимую песню. Практически неощутимо, если сидеть читать что-то и проигрывать музыку фоном. Это не такая большая разница как замена усилителя, но и не такая микроскопическая, как между настройками апсемплинга и фильтров. ЦАП у меня в системе практически детский, усилитель наоборот — довольно взрослый. Думаю, что во многом слышимость межблоков будет определяться именно потенциалом усилителя. Чем лучше усилитель, тем больше шансов получить максимум удовольствия от замены кабеля.

    Какие выводы сделал лично я

    • Межблоки действительно хорошо слышно, это правда. Для этого не надо быть «золотоухим» или слушать классическую музыку, но какой-то базовый опыт в аудио нужен.
    • Кабель это не главное в системе, нет смысла озадачиваться проводами со старта, но рано или поздно имеет смысл ими заняться. Для этого не обязательно иметь дорогую систему.
    • В следующий раз, когда захочу сделать какой-нибудь скоропалительный вывод — вспомню, как я впервые «услышал провода»

    P.S. Сергей говорит, что кабелю требуется 150 часов прогрева и вот уж тогда я оценю. Здравый смысл говорит, что так не может быть, но этот здравый смысл уже один раз облажался. Посмотрим.

    Сообщение отредактировал Ragnar-BY: 10 February 2018 — 18:47

    Тема: Из какого провода лучше сделать кабель для межблочника?

    Опции темы

    Из какого провода лучше сделать кабель для межблочника?

    Здравствуйте всем.
    Подскажите пожалуста, из чего лучше изготовить межблочный кабель?
    Имеются ДВД плеер с 5,1 выходом (тюльпаны) и усилитель с соответствующими входами. Хочу сделать провода. Имеются в наличии:

    1. Провод из луженой меди 1,5 мм кв.
    2. Экранированый провод 0,35мм кв. или 0,12мм кв.
    3. Коаксиальный провод 50ом.

    Re: Из какого провода лучше сделать кабель для межблочника?

    Коаксиал 75 Ом с моножилой.

    Re: Из какого провода лучше сделать кабель для межблочника?

    TRANTOR,
    Вот я и хочу что бы не начиналось.
    Представил только 3-и варианта. Этого могу много и на халяву.
    Остольное покуплять надо.
    Конкретный вопрос лучше тольще но без экрана или тоньше но с экраном.

    Re: Из какого провода лучше сделать кабель для межблочника?

    Дык тогда проще просто попробовать и выбрать лучшее по вкусу.

    Re: Из какого провода лучше сделать кабель для межблочника?

    1. Моножила плоха тем, что легко ломается (особенно возле штеккера).

    2. Волновое сопротивление 75 Ом нужно только для TV антен. В межблочнике — по барабану.

    3. Если без экрана — все помехи твои! А ВЧ помехи не слышны ухом, но воздействуют на аппаратуру множеством извращенных способов одновременно. Поэтому появляется отличная возможность перетыкать проводки и наслаждаться изменением звука.

    4. Экран должен быть экраном — т.е. переплетенными проводками, охватывающими центральный.Если это просто многожильный неэкранированный провод, идущий параллельно с центральной жилой, то это не экран. Если расстояние маленькое, и качество не важно — используй.

    5. Экран тем лучше, чем меньше его сопротивление в любом направлении — и вдоль, и поперек. Поэтому если он представляет собой отдельные жилы, идущие параллельно центральной — тоже плохо, но лучше, чем в п.4.

    6. Если экран — плотное переплетение проводов — это лучше всего (лучше, чем алюминиевая фольга). Принцип: чем больше материшься, разделывая экран, тем меньше материшься, слушая музыку (так называемое «Правило постоянства количества мата»).

    7. Это не совсем однозначно, но чем толще изоляция центр. жилы, тем обычно немного лучше (при хорошем экране).

    8. Можно использовать симметричное и псевдосимметричное включение. Самый лучший вариант. Но экран должен быть хороший.

    Какой звуковой кабель стоит покупать для акустических колонок?

    Очень часто, выбирая звуковой кабель для акусической системы, люди думают, что чем красивее кабель, тем лучше он работает. А красивая «обёртка» чаще специально используется всего лишь для взуальной привлекательности товара. Ещё как правило, покупатель кабеля редко находит время для прослушивания предлагаемой модели, а то и просто такой возможности нет в самой торговой точке.

    Каждый понимает, что профессиональный кабель — хороший кабель, но не каждый знает, что профессионалам не нужны «понты» в виде сочной изоляции, красочной упаковки. А потому профессиональный акустический кабель будет иметь самый простой внешний вид, а его изоляция будет однотонная или просто чёрного цвета.

    Но потребитель покупает глазами. Потому мы решили подготовить эту небольшую статью в помощь начинающим меломанам и любителям домашних кинотеатров.

    Немного теории..

    Какими бы ни были хорошими усилители и динамики, без проводов, соединяющих их с усилителями они будут угрюмо молчать. Чтобы звук из колонок радовал уши, надо сначала порадовать их самих и подсоединить к ним те провода, которые надо. Обычно кабели, которые используют для подключения к колонкам называют “акустическими” или “колоночными”, а теперь еще и “спикерными”.

    Начнем с простого:

    Способность проводов пропускать через себя электрический ток зависит от материалов, используемых при их изготовлении. И, как ни удивительно, серебро, а не золото чемпион среди проводников. Первые 4 места соревнований по проводимости среди химических элементов распределены так :

    Ag Серебро

    Cu Медь

    Au Золото

    Al Алюминий

    Чтобы не было короткого замыкания, провода принято изолировать, поэтому металлические жилы оборачивают или заливают тем, что не проводит электричество. Каких только видов изоляции не бывает, но главная ее задача — не дать проводам замкнуться с соседями или с человеком.

    Сами провода состоят либо из одной толстой проволоки или из множества тонких проволочек (“жил”), скрученных между собой. И их так и называют “одножильный” или “многожильный”. Многожильный провод проигрывает одножильному в способности проводить ток, но выигрывает во многих других соревнованиях, особенно в гибкости и “неломучести” от многократного изгибания. Но не советуем сильно заблуждаться — от многократных перегибов ломается все и многожильный шнур тоже.

    Как кабель влияет на качество звука?

    Сначала об “элитных” стандартах Hi-Fi и Hi-End : Дискуссии на тему “Высокая верность воспроизведения” не меньше 50 лет.. И тогда и сейчас оценку выставляли не приборы а эксперты. И тогда и сейчас вывод одинаковый: хотите услышать верное воспроизведение — идите на акустический концерт. В мире нет и не будет абсолютно линейной техники, которая без искажений запишет и воспроизведет звук так как он звучал при записи. Искажения неизбежны, а спекуляции на этом не будут иметь конца. И какую технику выбирать остается делом вкуса и ограничивается размером кошелька и здравым смыслом, если он имеется. Самый главный критерий — нравится или не нравится.

    К примеру утверждение, что использование в Hi-End кабелях посеребренной меди улучшает воспроизведение обертонов это, как говорил один наш хороший знакомый, “чушь противотанковая”. Мало того, что серебро ненамного отличается по проводимости от меди, так еще и эффект распространения высокочастотных токов по поверхности проводника начинает сказываться в диапазоне радиочастот, а для звукового и ультразвукового диапазонов он ничтожно мал. Зато провода “богато” оформлены и народ с кошельками охотно верит, что только этот кабель и нужен их технике.

    Так что про такой кабель можно смело цитировать В.Высоцкого : “толку от него было как от козла молока, но и вреда однако тоже никакого”.

    Что можно сказать про бескислородную медь OFC (Oxygen-Free Copper) и монокристаллическую медь ОСС (Ohno Continuous Casting)? И тот и другой сорт имеют массу замечательных свойств. Бескислородную медь очищают от растворенного в ней кислорода и окислов разогревая и разливая в вакууме или иной среде, обеспечивающей защиту от попадания окислов и других примесей. Ее структура становится однородной и не создает препятствий движению заряженных частиц. Для производства ОСС используется еще более сложная технология. Оба вида широко применяются в микроэлектронике, в космической и других высокотехнологичных промышленностях.

    Но применительно к акустике следует вспомнить крылатое выражение медиков “Витамины обогащают мочу пациента и карман фармацевта”. Все резоны а-ля “снижает степень искажения звука и уровень посторонних шумов”, “не подвержены внутренней коррозии и их проводимость со временем не ухудшается” предназначены для неискушенного уха готового платить покупателя.

    Еще раз: если проводник из меди, то “монокристалличен” ли он или “обезкислороден”, или и то и другое вместе, для акустических систем не имеет какого-либо существенного значения. Все эти преимущества проявляются ниже зоны чувствительности человеческого уха и шумы проводников на несколько порядков ниже уровня шумов, издаваемых транзисторами и другими радиодеталями.

    Для акустических кабелей главное чтобы в них была медь и чтобы она не ржавела на манер “китайской” латуни на сантехнических фитингах. Что касается “неподверженности внутренней коррозии”, то медь прекрасно чувствует даже в речной и морской воде, так что внутри нормально сделанной изоляции она прослужит сотню лет.

    Что стоит знать о сечении акустического кабеля?

    Потери передаваемой энергии, зависят от сечения проводника. Чтобы узнать какое сечение у провода, его надо разрезать точно поперек и посчитать площадь торца. Соответственно чем толще провод, тем больше сечение.

    В США изобрели свой стандарт, назвав его “ American Wire Gauge System ” или сокращенно AWG , который, чтобы посильнее уязвить европейцев. еще и перевернули с ног на голову, то есть чем больше калибр, тем меньше диаметр. Таблица соотвествия калибров площадям обширная, но вот для примера несколько часто применяемых типоразмеров для одножильных проводников :

    Ссылка на основную публикацию