Подключение кроссоверов

Для чего нужны кроссоверы в компонентной акустике?

Устанавливая современную стереосистему в транспортное средство, владельцу необходимо правильно выбрать кроссовер. Сделать это несложно, если предварительно ознакомиться с тем, что он из себя представляет, для чего предназначен, и в составе какой акустической системы он будет работать.

Предназначение

Кроссовер – это специальное устройство в структуре акустической системы, предназначенное для подготовки требуемого частного диапазона для каждой из установленных звуковых колонок. Последние разработаны для эксплуатации в пределах определённых частотных диапазонов. Выход частоты сигнала, подаваемого на колонку за границы диапазона может привести, как минимум, к искажениям воспроизводимого звука, например:

  1. при подаче слишком низкой частоты исказится звуковая картина;
  2. при подаче слишком высокой частоты владелец стереосистемы столкнётся не только с искажением звука,но и с выходом из строя твитера (высокочастотного динамика).Он может просто не выдержать этого режима работы.

В нормальных условиях задачей высокочастотного динамика является воспроизведение звука только высокой частоты, низкочастотного, соответственно, низкой. Полоса же, средних частот подаётся на мидвуфер – динамик, отвечающий за звучание средних частот.
Исходя из вышесказанного, чтобы качественно воспроизвести автозвук, надо выделить соответствующие полосы частот и подать их на конкретные динамики. Для решения этой задачи и применяется кроссовер.

Устройство кроссовера

Конструктивно в кроссовер входит пара частотных фильтров, работающих следующим образом: например, если частота разделения установлена в 1000 Гц, один из фильтров будет выделять частоты ниже этого показателя. А второй – обрабатывать только полосу частот, превышающих заданную отметку. У фильтров есть свои названия: лоу-пасс – для обработки частоты ниже тысячи герц; хай-пасс – для обработки частоты выше тысячи герц.

Итак, выше был представлен принцип, по которому работает двухполосный кроссовер. На рынке существует и продукция трехполосного типа. Основное отличие, как становится понятно из названия, это третий фильтр, обрабатывающий среднюю полосу частот, от шестисот до пяти тысяч герц.

По сути, увеличение каналов фильтрации звуковой полосы, и последующая подача их на соответствующие динамики, приводит к более качественному и естественному звуковоспроизведению внутри авто.

Технические особенности

В большинстве современных кроссоверов присутствуют катушки индуктивности и конденсаторы. В зависимости от количества и качества изготовления этих реактивных элементов, обусловлена стоимость готового изделия.Для чего же в полосной кроссовер входят катушки и конденсаторы? Причина в том, что это самые простые реактивные элементы. Они без особых трудностей обрабатывают разные частоты звукового сигнала.

Конденсаторы могут выделять и обрабатывать высокие частоты, в то время как катушки нужны для регулирования низких. Грамотно используя эти свойства, в результате можно получить самый простой частотный фильтр. Здесь нет смысла углубляться в сложные законы физики и приводить в качестве примера формулы. Тот, кто хочет более подробно ознакомиться с теоретическими основами, без труда найдёт информацию в учебниках или интернете. Профильным специалистам достаточно освежить в памяти принцип работы сетей LC-CL типа.

Количество реактивных элементов влияет на показатель разрядности кроссовера. Цифрой 1 обозначается один элемент, 2 – соответственно, два. В зависимости от количества и схемы подключения элементов, система по-разному осуществляет фильтрацию неподходящих частот для конкретного канала.

Есть смысл предположить, что большее количество применённых реактивных элементов делает процесс фильтрации лучшим. Схема фильтрации ненужных частот для конкретного канала имеет свою характеристику, называемую крутизной спада.

Фильтрам присуще свойство отрезать ненужные частоты постепенно, а не мгновенно.

Называется оно чувствительностью. В зависимости от этого показателя, продукция разделяется на четыре категории:

  • модели первого порядка;
  • модели второго порядка;
  • модели третьего порядка;
  • модели четвертого порядка.

Отличия между активными и пассивными кроссоверами

Начнём сравнение с пассивного кросовера. Из практики известно, что пассивный кроссовер является самой распространенной и чаще всего встречающейся на рынке разновидностью. Исходя из названия, можно понять, что пассивным не требуется дополнительное питание. Соответственно, владельцу транспортного средства проще и быстрее установить аппаратуру в своей машине. Но, к сожалению, быстрота не всегда гарантирует качество.

Из-за пассивного принципа схемы системе требуется забирать часть энергии из фильтра на обеспечение его работы. При этом реактивным элементам свойственно изменять сдвиг по фазе. Конечно, это не самый серьезный недостаток, но владелец не сможет тонко корректировать частоты.

Избавиться от этого недостатка позволяют активные кроссоверы. Дело в том, что, хотя и устроены они куда сложнее пассивных, но в них поток аудио фильтруется значительно лучше. Благодаря наличию не только катушек и емкостей, но и дополнительных полупроводниковых элементов, разработчикам удалось значительно уменьшить размеры устройства.

Они редко встречаются в качестве отдельной аппаратуры, но в любом автомобильном усилителе, как составная часть присутствует активный фильтр. Из-за пассивного принципа схемы системе требуется забирать часть энергии из фильтра на обеспечение его работы. При этом реактивным элементам свойственно изменять сдвиг по фазе. Конечно, это не самый серьезный недостаток, но владелец не сможет тонко корректировать частоты.

Избавиться от этого недостатка позволяют активные кроссоверы. Дело в том, что, хотя и устроены они куда сложнее пассивных, но в них поток аудио фильтруется значительно лучше. Благодаря наличию не только катушек и емкостей, но и дополнительных полупроводниковых элементов, разработчикам удалось значительно уменьшить размеры устройства.

Они редко встречаются в качестве отдельной аппаратуры, но в любом автомобильном усилителе, как составная часть присутствует активный фильтр.

Особенности настройки

Чтобы в результате получить качественный автозвук, необходимо правильно подобрать частоту среза. При использовании активного трех полосного кроссовера следует определить две частоты среза. Первая точка будет обозначать грань между низкой и средней частотой, вторая – границу между средней и высокой. Владельцу автомобиля перед подключением кроссовера необходимо всегда помнить о том, что необходимо правильно подбирать частотные характеристики динамика.

Ни в коем случае не следует подавать на них частоты, на которых они попросту не смогут нормально работать. В противном случае это приведет не только к ухудшению качества звучания, но и к уменьшению срока эксплуатации.

Схема подключения пассивного кроссовера

Видео: Для чего нужен аудио кроссовер?

Надеемся, что эта статья помогла разобраться для чего нужен кроссовер. Оцените статью по 5 бальной шкале, если есть замечания, пожелания или вы знаете что-то, что не указано в данной статье сообщите нам! Оставьте свой комментарий ниже. Это поможет сделать информацию на сайте ещё более полезной.

Подключение колонок с кроссоверами

Elgrand E50. Тюнинг, самоделки. Клуб любителей микроавтобусов и минивэнов

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • ПоискМобильная версия

Elgrand E50. Тюнинг, самоделки ⇒ Подключение колонок с кроссоверами

Модератор: михаил_TMB

Сообщение vetr9 » 18 июн 2011, 22:33

Сообщение LEGNUM » 21 июн 2011, 10:23

Сообщение Дмитрий М » 21 июн 2011, 17:38

Сообщение LEGNUM » 24 июн 2011, 18:07

Сообщение Дмитрий М » 28 июн 2011, 11:11

Сообщение LEGNUM » 28 июн 2011, 14:15

Дмитрий М, я же говорю, если это компонентная акустика, то отдельно динамики (напрямую, без кроссов) нельзя подключать к «голове», только в купе с кроссоверами.
В твоём случае, согласен, когда берешь отдельно коаксильную 4-Омную акустику, то экспериментируй со звуком в соответствии с желаемыми потребностями.

. Мож я чё-то, как-то неправильно пытаюсь выразить.

Сообщение Дмитрий М » 28 июн 2011, 16:55

вычитал в ветке по хайсам, что сигнал на усилок этот идет со штатной видео системы.получается что звук в динамиках подмешывается,сигнал может идти одновременно и с усилка и гу.в общем усилок я удалил.теперь со звуком все ок.еще поставил активный саб и добавил пищалки к задним динамикам.

Добавлено спустя 3 минуты 13 секунд:
усилок рабочий на 100%.если кому нужен усилок могу подарить или.

Кроссовер для акустики — что это такое и для чего предназначен

При установке современной стереосистемы в автомобиль владелец должен правильно подобрать кроссовер. Выбор этот достаточно прост, если знать и понимать, что это и для чего предназначено, а также в составе какой системы данное устройство будет работать. Итак, давайте разберемся, что такое кроссовер для акустики.

Характеристика, предназначение

Кроссовер – это специальное оборудование в комплекте акустической системы, главная функция которого заключается в подготовке нужного диапазона частот для каждого динамика. Как известно, любая акустическая система разработана под конкретный диапазон рабочих частот. Выход сигнала, подающегося на колонку, за границы диапазона может привести к искажению звука.

В обычных условиях функция высокочастотных динамиков – воспроизведение звуков только на высоких частотах. Низкочастотные акустические системы работают отдельно. Иногда устанавливаются даже в разных местах салона. То же самое касается и звуков средней частоты. Они подаются только на динамик, выдающий средние частоты.

Поэтому для качественного воспроизведения музыкальных треков в автомобиле необходимо выделять определенные частоты и подавать их строго на конкретные динамики. Для этого и нужен кроссовер для акустики.

Как устроен

Конструкция устройства достаточно проста. Это два частотных фильтра, работающих по следующему принципу. Так, когда частота разделения составляет 1000 Гц, один из двух фильтров станет выделять частоты, которые ниже данного показателя. Второй же фильтр будет работать с полосой частот выше отметки. Фильтры имеют свои названия. Лоу-пасс предназначен для работы с низкими частотами до 1000 Гц. Хай-пасс будет обрабатывать только частоту, находящуюся в диапазоне выше 1000 Гц.

По такому принципу функционируют двухполосные устройства. Однако на современном рынке есть и трехполосный кроссовер. Главное отличие здесь – это еще один фильтр, способный обрабатывать средние частоты в диапазоне от 600 до 1000 Гц.

Больше каналов фильтрации звуковой частоты и подача их на соответствующие этим частотам динамики ведет к более качественному звуку в салоне автомобиля.

Технические особенности кроссоверов

Большинство современных приборов представляют собой катушки индуктивности и конденсаторы. В зависимости от числа и качества изготовления этих элементов формируется стоимость изделия.

Зачем в кроссовер для акустики входит конденсатор и катушка? Это наиболее простые реактивные детали. Они без особых затрат способны обрабатывать различные звуковые частоты.

Число реактивных деталей влияет на разрядность фильтров: 1 – используется один элемент, 2 – два элемента. В зависимости от числа реактивных деталей, а также схемы кроссовера система фильтрует по-разному те частоты, которые не подходят для конкретных каналов. Можно предположить: чем больше в схеме будет реактивных элементов, тем лучше кроссоверы акустических систем будут фильтровать сигнал. Схемы фильтрации имеют определенную характеристику. Это так называемая «крутизна спада». Другими словами, это чувствительность. В зависимости от уровня «крутизны спада», всю представленную на рынке продукцию может разделить на модели первого, второго, третьего и четвертого класса.

Активное и пассивное оборудование

Пассивный кроссовер для акустики – это наиболее распространенное решение. Его часто можно встретить на современном рынке. Как видно из названия, для работы этому прибору не нужно дополнительное питание. Поэтому владельцу автомобиля будет гораздо быстрее и проще выполнить монтаж звуковой аппаратуры. Недостаток этой группы устройств в том, что простота не всегда является гарантией качества.

За счет пассивной схемы система берет часть энергии для обеспечения работы фильтра. В это же время реактивные детали меняют фазовый сдвиг. Естественно, это далеко не самый серьезный недостаток. Однако не получится максимально тонко выполнить частотную коррекцию.

Как настроить устройство правильно?

Для того чтобы получить максимально качественный звук в автомобиле, необходимо правильно подобрать частоту, при которой все лишнее будет срезаться. В случае с активным прибором, рассчитанным на три полосы, нужно найти две точки среза. Первая обозначит грань в диапазоне между низкими и средними частотами. Вторая – это разница между средней и высокой частотой.

Как правильно рассчитать своими руками?

Расчет кроссовера для акустики – это важный процесс. Еще ни один производитель не смог изготовить идеальную акустическую систему, которая бы могла качественно воспроизводить звук в разном диапазоне. Для низких частот используют сабвуферы. Для средних применяются среднечастотные динамики. Но когда весь этот комплекс начнет звучать, то может возникнуть определенная путаница. Вот для чего нужен кроссовер в акустике – чтобы на конкретную акустическую систему шел сигнал только определенной частоты.

Но как же быть, если нужно разделять звук на частоты по другому принципу? Вручную ничего считать не придется – в наше высокотехнологичное время даже для самых простых операций существует ПО. Вот и для этих расчетов существует программа, например Crossover Elements Calculator.

Первым делом в программу вводят показатель сопротивления динамиков НЧ и ВЧ, который зачастую составляет 4 Ома. Далее вводят частоту, которую прибор должен разделять. Тут же вводят и порядок кроссовера. Затем нажимают на кнопку и ждут, пока программа выдаст результат. В результате она выдаст схему, где будут указаны нужные конденсаторы и катушки под введенные параметры.

Особенности выбора

Рынок предлагает большой выбор устройств, которые различаются по качеству, стоимости, конкретным производителям. Выбрать кроссовер для акустики непросто – нельзя просто взять и купить то, что понравилось. Выбор делают под определенные акустические системы.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет кроссовер и какие функции он выполняет. Как видите, это достаточно важный элемент в акустической системе автомобиля.

Тема: Как подключить пищалки и передние колонки через кроссовер?

Опции темы
Отображение
  • Линейный вид
  • Комбинированный вид
  • Древовидный вид

Я здесь на ПМЖ Регистрация 24.04.2009 Адрес Северодвинск Сообщений 2,843 Сказал спасибо 61 Лайкнули: 67 раз в 62 постах —>

Получено (+/-): 1 / 0
0 / 0 —>

Как подключить пищалки и передние колонки через кроссовер?

В общем то есть два кроссовера, передние колонки подключены к магнитоле. Хочу подключить пищалки. Можно ли напрямую через кроссовер разделить звук,или нужно усилитель или еще че? В общем то по автозвуку я абсолютный нуль,поэтому такие вот вопросы. ) И еще, вместе с пищалками лежат проводки с какими-то конденсаторами (скорее всего не конденсаторы,просто проводки лежат в гараже,подробнее сказать не могу,но я так понимаю смысл в них такой же,как на кроссовере три клеммы 0dB, -3dB, -6dB) — нужно ли их подключать?

Завсегдатай форума Регистрация 18.05.2011 Сообщений 1,917 Сказал спасибо 80 Лайкнули: 154 раз в 118 постах —>

Получено (+/-): 0 / 0
0 / 0 —>

Пищалки можно подключить параллельно к колонкам как раз через разделительные конденсаторы, чтобы отсечь НЧ составляющую. Но при этом совокупное сопротивление колонок+пищалок не должно быть меньше паспортного выходов устройства ( в данном случае магнитолы).Если около выходов указано 4 Ом и основные колонки тоже 4 Ом, то подключение параллельно крайне нежелательно. Если же у выходов написано 2 Ом, а колонки — 4 Ом, то можно. В принципе, если обычно указывается активное сопротивление и другого не оговаривается, то пищалки через конденсаторы можно подключить и параллельно.

Если сам не можешь идентифицировать проводки «с какими-то. » выложи фото этих штук, желательно с маркировкой.

И вообще, указал бы марки оборудования со ссылками и фото, было бы проще.

Последний раз редактировалось k.kirillov; 05.01.2012 в 06:07 .

Я здесь на ПМЖ Регистрация 24.04.2009 Адрес Северодвинск Сообщений 2,843 Сказал спасибо 61 Лайкнули: 67 раз в 62 постах —>

Получено (+/-): 1 / 0
0 / 0 —>

да все в гараже лежит,пока че-то лень туда ехать,поэтому сейчас теорию хочу почитать)

да это по любому обрезатели частот,я их для проверки подключал на задние колонки,сразу все низкие исчезли.

немного непонятно, сумма сопротивлений должна быть больше сопротивления выхода магнитолы или сопротивление и колонки и пищалки?

И раз уж пошла такая пьянка, ну чтоб лохом не выглядеть,если речь идет об автоакустике. ) Кроссоверы подключаются только через усилители? Если да (а скорее всего так и есть), то наверное и задние колонки тоже через них (потому что они обычно 4х канальные),а они и так орут только в путь,смысл такого подключения? Саб тоже через усилитель наверное? Для него есть спецканал? ааа,как много вопросов. )

Последний раз редактировалось AHTOXA69; 05.01.2012 в 15:14 .

Завсегдатай форума Регистрация 18.05.2011 Сообщений 1,917 Сказал спасибо 80 Лайкнули: 154 раз в 118 постах —>

Получено (+/-): 0 / 0
0 / 0 —>

Сразу предупреждаю, что сам не автомобилист. С автозвуком дела периодически имел, но очень редко. А в последнее время ассортимент такой, что и башку забивать не хочется.
Общие принципы в автозвуке те же самые, что и в обычной акустике.

При последовательном соединении сопротивление увеличивается (складывается)R=R1+R2. При параллельном — уменьшается, для 2-х параллельных колонок с одинаковым сопротивлением надо сопротивление одной поделить на два. Если сопротивление разное, к примеру 4 ом и 8 ом, то формула посложней R=R1*R2/R1+R2 (произведение разделить на сумму), получиться 2,67 Ом, что для 4-омного выхода может грозить выходом из строя.
Но здесь имеется в виду только активное сопротивление (обмотка динамика).

Кроссовер нужен для разделения частотных диапазонов. Включаются между выходами магнитолы и колонками. Если громкость устраивает ,усилитель не нужен
вот здесь вроде несложно написано и нарисовано.В принципе они достаточно универсальны, т.е. с сопротивлениями можно не заморачиваться, но проверить стоит. По конкретным моделям автомагнитол и колонок лучше автофорумы пошерстить. наверняка где-нибудь всё расписано и разрисовано.
Ещё проще — найти специалиста и заплатить, но тогда сам никогда так и не узнаешь, а разобраться достаточно один раз, чтобы чувствовать себя в будущем достаточно уверенно. Удачи.

Ссылка на основную публикацию